История грузового транспорта MAN

Глобал Трак Сервис в Выборге – одно из 5-ти подразделений Сети сервисных станций ГТС, является официальным дилером MAN. Сегодня мы хотим рассказать об истории создания этой автомобильной марки.

Как утверждают историки, современная компания MAN обязана своим появлением Наполеону Бонапарту, который планировал захват Европы. Для этого ему требовалась железная дорога в Баварии. На идею завоевателя откликнулся богатый негоциант Иоган Фридрих Клетт, за свой счет построевший первые 5 километров железной дороги. Предприниматель из Нюрнберга решил учредить собственную фирму по выпуску оборудования для строительства железной дороги и ее обслуживания. Еще один предшественник современной компании MAN – основанная в 1840 году машиностроительная компания Людвига Зандера, небезуспешно выпускавшая паровые машины.

Компании Теодора Крамера-Клетта (зятя Иогана Фридриха Клетта) и Людвига Зандера начинают тесно сотрудничать в 1858 году. Спустя 40 лет, в 1898-м году обе компании сливаются в Объединенную Машиностроительную фабрику. Впоследствии - Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg, а ныне основа известной аббревиатуры MAN.

С 1904 года в числе выпускаемой компании продукции - турбины, паровые котлы, гидронасосы, мостовые фермы и даже трамваи с железнодорожными вагонами собственной конструкции. Этот период можно считать началом истории MAN в таком виде, какой ее представляют современники.

В 1916 году это производство перевели в Нюрнберг, где в 1918 году изготовили около 1.000 машин. Со следующего года там выпускали модели «2Zc» и «3Zc» грузоподъемностью 2,5 и 3,5 тонны, собранные целиком из немецких деталей и способные работать на бензине, бензоле или керосине.

В конце 1923 года появился работоспособный 4-х цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива двумя горизонтальными оппозитными форсунками. Увеличив мощность до 45 л.с. при 1050 об/мин, его установили на шасси «3Zc» и 10 декабря 1924 года представили на Берлинском автосалоне. После немецкого грузовика Benz, это был второй дизельный автомобиль в мире. В 1925 году компания МАН производит революцию в автомобильной промышленности, представив 5-тонный грузовик с карданным приводом.

Это был технологический прорыв в автопроме, и именно он явился причиной того, что повсеместно применяемый цепной привод стал использоваться намного реже. Помимо этого, грузовик имел конструктивные особенности, которые впоследствии долгое время считались типичными особенностями грузовых автомобилей выпускаемых компанией МАН, например, метод разделения несущей оси и привода, который получил название «задняя ось МАН».

В 1939 году концерн МАН запускает в серийное производство первый полноприводной, внедорожный грузовой автомобиль. В это же время был основан Нюрнбергский исследовательский институт, основная задача которого - разработка автомобильных дизельных двигателей.

По распоряжению немецких властей в 1941 году на заводе МАН в Нюрнберге остановлено производство грузовых автомобилей.

В 1941 году на основе последней гражданской 4,5-тонной модели «L4500» с дизелем «D1046G» выпускались армейские грузовики «ML4500S/ 4500А» (4×2/4×4). В военное время MAN изготовлял танки «Т I», «Т II», «Т III» и «T V Пантера» (Panther), а также создал опытную амфибию 8×4.

В 1944-45 годах завод в Нюрнберге был сильно разрушен и с 8 мая 1945 года занимался ремонтом американских грузовиков. Лишь осенью 1945 года он приступил к сборке довоенной серии грузовиков «L4500». Именно эта серия послужила базой для новой 4,5 — тонной серии «МК» грузоподъемностью 5-6,5 тонн с двигателями мощностью 120-130 лошадиных сил, пяти ступенчатой коробкой передач ZF и двойной главной передачей.

В начале 50-х годов МАN возобновил перспективные разработки, в результате чего уже в 1951 появился первый немецкий дизельный двигатель с турбо наддувом, разработанный профессором Майером.

28 апреля 1955 года – дата основания автомобильного завода МАН в Мюнхене. Штат концерна вырос до 10.000 человек, которые работали над выпуском около 10.000 грузовиков в год. После очередной реорганизации и ввода в строй нового сборочного цеха длиной 300 метров объем производства возрос до 12.400 шасси в год.

1967 год отмечен основанием завода МАН Пенцберг и успешным сотрудничеством с французским концерном САВИЕМ (Рено). САВИЕМ поставляет для концерна МАН кабины большой вместимости с широким углом откидывания и импортирует грузовые автомобили МАН.

Лицензии на автомобили и двигатели МАN в то время закупили венгерское предприятие «Раба» (Raba) и Брашовский автомобильный завод в Румынии. Сборочные предприятия начали действовать в Турции, Португалии, Югославии, ЮАР, Индии и Южной Корее. Одновременно осуществлялась кооперация с концерном Daimler-Benz по двигателям, пневматической подвеске и планетарным колесным редукторам. Итогом этой работы в 1970 году стал мотор «D2858» V8 для магистральных тягачей.

Еще в 1968 году МАN приобрел 25 процентов акций одного из крупнейших немецких изготовителей грузовиков - фирмы Bussing, полностью присоединив ее в 1971 году. Так на облицовке радиатора под надписью «MAN» появился рычащий «бюссинговский» лев.

В середине 70-х годов МАN отказался от производства V-образных моторов, сосредоточив внимание на 6-ти цилиндровых, и начал внедрять модульный принцип конструирования. Особенно удачным оказалось третье поколение 5 и 6 цилиндровых двигателей «D25» с турбо наддувом. Показанный на салоне во Франкфурте-на-Майне осенью 1977 года 8,5-тонный автомобиль с 6 цилиндровым дизелем в 280 л.с. был признан наиболее экономичным для своего времени. Впервые в истории MAN ему присудили звание «Грузовик 1978 года».

В 1979 году МАN начал кооперацию с фирмой «Фольксваген» по грузовым автомобилям среднего класса, получившим марку MAN-VW. Через год MAN и «Фольксваген» прервали кооперацию, а продукт их совместной разработки стал базой нового поколения «L2000». В 1980 года автомобиль «19.321FLT» был удостоен титула «Грузовик года».

В 1985 году грузовое отделение концерна MAN AG было выделено в самостоятельную фирму MAN Nutzfahrzeug AG, на которой только в Германии работало свыше 20.000 человек. В 1986 году началось производство новой серии тяжелых автомобилей «F90» полной массой более 18-ти тонн, которая завоевала титул «Грузовик 1987 года».

Кроме технических новинок в этом автомобиле было еще одно преимущество – кабина отвечала всем правилам безопасности и эргономики.

В 90-е годы MAN перешел на новую гамму «2000», включающую многочисленные модели полной массой от 6 до 50 тонн, а в составе автопоездов — до 180 тонн. На этих грузовиках широко применяются электронные устройства для регулирования работы двигателя, пневматической подвески, положения сиденья водителя, работы кондиционера, а также антиблокировочная и противобуксовочная системы и т.д.

Все автомобили имеют передние дисковые вентилируемые тормоза, рулевой механизм с гидравличеим усилителем, пневматическую двух контурную тормозную систему, тормозные накладки сдатчиками износа.

В 1997 году было создано совместное предприятие МАЗ – МAN на территории бывшего Советского Союза для производства этих грузовиков, автобусов для российских дорог.

В 1998 году появилось второе поколение F2000 Evolution с измененной передней облицовкой кабины. Новая кабина предлагалась в четырех вариантах с 1 или 2 спальными местами, внутренней длиной до 2,2 м и высотой до 2,1 м. Особо комфортное исполнение Topaz оснащено вторым отопителем, водительским сиденьем с одогревом, холодильником, отделано кожей и деревом.

С конца 2000 года выпускается новое «высокотехнологичное» тяжелое семейство «TG-A» или Trucknology Generation, соответствующее нормам «Евро-3».

В начале 2000 года был собран миллионный грузовик MAN. В среднем на долю МАНа приходится 13,5% рынка грузовиков стран Западной Европы.

В 2001 году MAN TGA в очередной раз становится Грузовиком года.

2007-й связан с феноменальным спортивным успехом для MAN – ее грузовик побеждает на Ралли Дакар (под управлением голландского пилота Ханса Стэйси). В этом же году компания продает в мире 93 230 грузовиков и около 7 350 автобусов.

Компания имеет свое официальное представительство в России – ООО «МАН Трак Энд Бас Рус». К 2008 году MAN запустила в строй в России 40 дилерских станций технического обслуживания, а на сегодняшний день их насчитывается 52. «Глобал Трак Сервис» в Выборге является одной из них.


<< Вернуться назад